Приключение с Томом и Геком или Личность как совокупность отражений.

Last Updated on 6 months by Patrice Baunov

barcelona-viewpoint-polaroid.jpg

Много лет назад, во время моего обучения в Британской Высшей Школе дизайна, нам дали проект под названием «Me, Myself and I». Цель этого проекта была достаточно проста и эгоистична – создать свой автопортрет любыми доступными способами, но так как на этот проект нам был выделен целый месяц, то просто нарисовать себя было недостаточно, нужно было копнуть глубже и вытрясти на поверхность все свои идеи, возможности и попробовать все приемы, доступные студенту факультета Изящных искусств.

ghost-behind-the-mirror.jpg

Начать нужно было с самого простого и фундаментального: «Кто я? Что я из себя представляю? Как я себя вижу, ощущаю? Как меня видят другие люди?» Анализировать себя достаточно сложно, но по итогам данного проекта мне стало ясно одно – я живу и чувствую через других людей, я отчаянно нуждаюсь в других людях для мироощущения себя, да и для ощущения мира в принципе. Я – всего лишь совокупность отражений людей, которых я встретила по Дороге своей жизни, от каждого человека на этом пути я взяла частичку и сохранила его отражение, его образ, стиль, интерес, увлечение, манеру поведения, момент, да или просто историю – какую-то частицу, с помощью которой этот человек запечатлелся в моей памяти. Образно это можно представить в виде тела, покрытого кусочками зеркальной мозаики как на диско-шаре, каждый квадратик – это человек в моей жизни, или скорее мое воспоминание о нем, как бы захваченное в мире «зазеркалья». Наличие «осколков», позаимствованных у других людей не делают меня уникальной, моя уникальность заключается именно в комбинации этих образов, которые и составляют мою личность.

disco-ball-mirror costume.jpg

В детстве и подростковом возрасте я «впитывала» эти образы как губка и чем нестандартней был образ, тем больше места он занимал в моем калейдоскопе отражений. С возрастом произошло «перенасыщение» отражениями, многие из них стали повторяться, да и на «создание и обработку» каждого из них требовались титанические время- и энергозатраты – я стала более избирательна. Я верю, что все люди уникальны, потому что у каждого из них есть своя История, исключительная по своей сути, потому что она произошла именно с ними, именно в этом месте, именно в это самое время и в этих обстоятельствах. Именно эти самые Истории стали моей новой пищей для ума, моими новыми «осколками» для формирования личности, ведь с каждой новой Историей у меня появляется возможность прожить за короткий промежуток времени жизнь, которая «не моя» и побывать «тогда» и там, где я физически никогда не присутствовала, посмотреть на мир фактически другими глазами.

…Это была наша с Патрисом поездка в Барселону, когда в первый раз я сознательно ощутила себя частью чужой Истории и почувствовала себя героем книги Марка Твена – «Приключения Тома Сойера». Патрису исполнялось 30 лет, круглая дата, и я решила сделать ему особенный подарок – поездку по местам его лихой молодости в роли скейтбордиста. Я столько раз слышала эту историю про его дикие и полные приключений 15 лет, про идеальные для доски улочки Барселоны под знойным палящим солнцем, про манящий океан и испанское чувство свободы под открытым небом, что решила – это наш следующий пункт назначения. У меня был свой интерес в этой поездке, который можно описать одним словом – Гауди, творения которого – это моя всепоглощающая страсть и восхищение.

gaudi-sagrada-familia.jpg

gaudi-casa-mila.jpg

gaudi-park-guell-casa-del-guarda.jpg

gaudi-park-guell.jpg

Был октябрь месяц, в Берлин пришла дождливая осень, работа выжимала все жизненные соки, поэтому я радостно паковала свой рюкзак без каких-либо сожалений. За несколько часов полета мы с Патрисом будто совершили квантовый скачок в прошлое: над головой снова светило огромное палящее солнце, на ярко-голубом небе не было ни облачка, люди вокруг щеголяли практическим отсутствием одежды на теле, а довольная молодежь встречала на пляже рассвет с бутылкой винишка в руках. Это был Город Моей Мечты.

Как вы открываете для себя «сокровища» нового неизведанного города? Идете в местный McDonald’s? Наматываете километры по моллам и магазинам H&M? Получаете гастрономические оргазмы? Перескакиваете из одного экскурсионного автобуса в другой? Лениво устраиваете тур по барам и винным магазинчикам? Всего вместе и понемножку? Ну так вот у нас с Патрисом этих способов два, и оба они зависят от наших конкретных целей в данной поездке и от расстояния, которое нужно преодолеть…

Наш вариант для городских приключений – пешком: в шлепанцах, слипонах, ботинках, босиком – неважно, главное, чтобы был момент соприкосновения с землей, мы называем это «Контакт». Как только у меня происходит этот Контакт с поверхностью нового неизведанного места, я повинуюсь этому нестерпимому, почти магнетическому, непреодолимому импульсу – двигаться вперед. Неважно куда или зачем, просто двигаться, поддаться «ветрам судьбы», толкающим меня в направлении нового Приключения. Ведь самое интересное происходит с нами именно тогда, когда мы этого совсем не ожидаем…

Вот и в этот раз, Госпожа Случай вытолкнула нас в знойный полдень под палящее испанское солнце в центр огромной площади с фонтаном, ненасытными стаями голубей и несметным количеством китайцев с селфи-палками. Пласа-де-Каталония могла бы выглядеть просто прекрасно, если бы не количество людей и ярких пятен громких брендов вроде “Louis Vuitton”, “GUCCI”, “Prada” и разнообразной символики «Барсы» на раскиданных на земле платках с веревочками в руках афроамериканцев, которые в любой момент готовы затянуть узлы вокруг своих «драгоценностей» и пуститься в бега от полиции, неумолимо требующий от них в открытую не «светить» черный рынок товаров на главной площади Барселоны.

От обилия одновременных впечатлений у меня появилось желание выйти на контакт с «гражданскими» и послушать про историю этого прекрасного пиратского города под палящим солнцем. Настало время для “Free Alternative Barcelona Tour”. Мы берем эти туры почти в каждом городе, потому что в них есть два положительных момента. Во-первых, экскурсоводы в этих турах всегда – немного безумные креативные художники, музыканты, фотографы, уличные художники, являющиеся частью креативной сцены, о которой они рассказывают, а во-вторых, эти туры – зачастую бесплатные, то есть вашему гиду надо изрядно постараться, чтобы  вы сами щедро оценили стоимость его/ее чаевых…

Отправным пунктом этого тура была как раз Пласа-де-Каталония. Последовав указаниям на их сайте, мы увидели в стороне пару маячащих цветных зонтиков с надписью “Original Barcelona Tour” и экскурсоводов в ожидании своих жаждущих знаний «туристо». Судя по всему с туристами было негусто. Пару человек стояли в радиусе 2х метров около зонтиков, но непонятно было: стоят ли они там ради тура или ради кружащих вокруг голубей. Выждав какое-то время в сторонке, мы все же решили разведать обстановку и спросить одного из экскурсоводов, а достаточно ли двух человек для проведения такой экскурсии?

Гида, который попался в наш «капкан вопросов» звали Хэймиш. По его лицу мы поняли, что он до последнего отчаянно надеялся, что всех туристов щедро припечет на голову солнышко и они решат, что тур стоит устроить только вечером и только по барам…Но увидев рвение на наших лицах, он понял, что «не судьба» и сказал: «Ребят, давайте договоримся так: я проведу тур только для вас двоих, но нам нужно договориться хотя бы о символической стоимости тура…5 евро с человека пойдет?» Наше решение было очевидно и так, впервые в жизни, у нас был свой личный тур только для нас двоих по цене в 10 евро!

Скажу, положа руку на сердце, Хэймиш постарался на славу – я влюбилась в Барселону с ее «изнанки», но самое ценное в этом туре оказалось то, что Хэймиш, сам того не подозревая, запустил механизм событий, в результате превратившихся в Историю Приключений, сохранившуюся в одном из моих зеркальных «осколках» личности.

Как оказалось, наш гид из солнечной Калифорнии был частью стрит-арт сцены в Барселоне, он знал каждое граффити по имени художника, а главное – он знал каждого из этих художников в лицо, потому что зачастую с ними «бомбил». Так мы и оказались на площади около Музея Современного Искусства, а на этой площади оказался и уличный художик по имени Халил, который взглянув мельком на нас, решил что ему хочется присоединиться к нашему туру и помочь своему другу Хэймишу рассказать про андерграундную арт-сцену Барселоны с точки зрения коренного каталонца. Будучи гордым и избирательным в общении, даже он сам не мог позже объяснить, почему же он все-таки решил присоединиться к нашей славной компании.

raval-street-artist.jpg

Так мы втроем погрузились в непрерывный поток красок и форм на стенах района Раваль и «заплыли» в тихую гавань парка-дворика с очень впечатляющим граффити на стене с политическим посылом на каталонском: «Имя мое – Улица и сердце мое не продается». Тут нужно сделать маленькое отступление для уточнения одной детали: в английском языке есть четкое различие между понятиями “street art” и “graffiti”, под первым обычно понимают рисунки, сделанные/наклеенные на стену, так называемые “murals”, 3D объекты из различных материалов, под вторым – «тэги», надписи. Ну так вот, в дальнейшем упоминая граффити, я буду иметь ввиду именно «murals», потому что адекватного аналога этому слову в русском языке нет.

barcelona-street-art6.jpg

barcelona-street-art3.jpg

barcelona-street-art1.jpg

barcelona-street-art2.jpg

barcelona-street-art5.jpg

barcelona-street-art4.jpg

Слово за слово, история за историей и я, Патрис, Хэймиш и Халил оказались в конце нашего тура на знаменитой площади для стрит-арта Жардин-де-ле-Трес-Кемейни. Нам уже было точно ясно, что мы остаемся вместе с Халилом упражняться в искусстве граффити и ждать неизвестного друга-фотографа из Исландии. Хэймиш покинул нас по окончании тура, но у нас появилось много новых знакомых, готовых представить нам мир стрит-арта во всей красе. У каждого художника есть своя «фишка» своего рода «объект обожания», на котором он оттачивает свое мастерство снова и снова: форма, цвет, предмет, образ…ожидая своего друга, Халил, который творит под псевдонимом “NO333“, поделился с нами своим объектом бесконечных зарисовок – Глазом. «Глаз все время смотрит внутрь меня, Он видит все» – так объяснил Халил причину своего выбора.

barcelona-street-artist1.jpg

barcelona-street-art.jpg

barcelona-street-art7.jpg

Пока Халил рассказывал нам про каждого стрит-арт художника на этом споте, мы и не заметили как к нам присоединился наш долгожданный фотограф. На секунду отвлекшись от разговора с Халилом, я повернула голову и увидела лохматого парня с немного потерянным взглядом в широких джинсовых штанах из далеких скейт-80х, старых запачканных Converse, футболке в дырках с каплями различных слоев спрей-краски и c супер-мега-дорогой аналоговой камерой Leica, привязанной какими-то переплетенными шнурками и небрежно перекинутой через плечо.

Его звали Сорен, имя его на английском было созвучно со словом «sorrows», что означает «страдания, сожаление», а на языке викингов «Søren» – «суровый, безжалостный». Корни у него были самые что ни на есть скандинавские, это можно было сразу сказать по его коже цвета слоновой кости, множеству веснушек, покрывавших все лицо, светлым густым волосами и кристально-голубым глазам. Его родители переехали из Исландии в Америку, когда ему было 6 лет, и он был самый что ни на есть Мечтатель, выросший на северных сказках о магических существах в условиях капиталистических жестоких джунглей Нью-Йорка. Это был самый свободный, счастливый и беспечный молодой паренёк, который мне когда-либо встречался на пути, и что самое невероятное, он катастрофически напоминал мне Тома Сойера из повестей Марк Твена. В детстве, когда я залпом «проглатывала» все истории про Тома и Гека в ночи с фонариком под одеялом, таков был образ Тома, который рождался в моем воображении на страницах книг. И еще эта его небрежно перекинутая через плечо камера на шнурках, которая стоила целое состояние, но болталась на плече как будто стоила всего лишь пару евро.

С первых же фраз мы поняли, что наша арт-компания на сегодня сформировалась: искусство, пленочная фотография и пивко скрепили наш дружеский союз… Теперь хотелось Приключений, и мы пустились в путь по улицам Барселоны в сторону съемной квартиры Сорена с террасой на крышу и видом на Саграду-Фамилию. По пути мы встретили какого-то знакомого Сорена – афроамериканца по имени Рами, посидели в парке в компании старых поджарых британских панков, потанцевали под ритмы регги с уроженцами солнечной Африки, попили тепленького пивка, которого магическим образом добыл где-то наш скандинавский друг и дошли-таки, наконец, до манящей террасы с видом на звезды, яркую луну и Бесконечное Творение Гауди. Это была волшебная ночь, наполненная ритмами битбокса и рэпчика на исландском и каталонском языках. Единственным разочарованием ночи оказалось отключение подсветки Саграды-Фамилии, но ничего, бутылка белого испанского винишка скрасила наши разбитые надежды.

barcelona-street-artist2.jpg

Следующие дни прошли в водовороте событий с посещением различных достопримечательностей, архитектурными и гастрономическими оргазмами,  порывами наконец ПОПЛАВАТЬ в море и вечерами с нашими новоиспеченными Томом и Геком…в конце концов, я пришла к выводу, что Халил, свободная птица, в дуэте с Сореном напомнил мне именно Гекельберри Финна. Мы с Патрисом успели побывать почти у всех творений Гауди, только вот в основном снаружи, а не внутри, потому что удовольствие это было совсем недешевое. Билеты в Саграду-Фамилию были распроданы на 2 недели вперед, до Косты Бравы мы ехали два часа с похмельем только чтобы поплавать 30 минут, но зато мы осилили подъем к Иисусу на вершине горы Тибидабо и поели просто райские тапас по 1 евро за штуку в ресторанчике «La Tasqueta De Blai».

squat-house-barcelona.jpg

blanes-costa-brava-spain.jpg

jesus-statue-tibidabo.jpg

tibidabo-temple-of-sacred-heart.jpg

В один из вечеров мы были приглашены на традиционный испанский ужин в исполнении Халила-повара. В этот вечер мы объелись рисом, перцами и сангрией, а также узнали еще больше о творчестве Сорена и его временного напарника по искусству – Халила. Они открыли для себя простоту линий примитивного женского силуэта и рисовали его снова и снова на различных поверхностях и различными способами. Так мы пришли к темам: «Как мы оказались здесь и сейчас» и «Кого мы оставили позади, чтобы оказаться в этих «здесь» и «сейчас»». Наш Том оказался странствующим аналоговым фотографом, получающим спонсорство на обучение в других странах и свободное фотографирование чего, где и когда ему хочется. Фотографом он оказался просто талантливейшим, просматривая темы его работ, мы пришли к теме любви, отношений и прекрасной девушки с глазами Пакахонтас, оставленной на другом континенте в поисках своего Лучшего Кадра. Этого путешественника ждали Марокко, Азия, Корея и Иран, просроченный Исландский паспорт и наплевательское на это отношение, ведь паспорта у него было целых два…

Эта карусель воспоминаний крутилась с сумасшедшей скоростью. Швед, читающий реп на испанском с граффитчиками из Бразилии под луной, поход на бесплатный концерт в скейт-парк, погружение в основы граффити и Патрисов «очень креативненький» тэг «BERLIN» на стене площади Жардин-де-ле-Трес-Кемейни. Один раз мы встретили вечно-улыбающегося афроамериканца Рами, спящего на лавке у дома Сорена, по объяснениям которого он там заснул, потому что ему «хотелось с кем-нибудь прогуляться и вдруг бы он нас случайно встретил, выходящих из дома» и после этого отправился с нами на концерт “на какой-то площади”. Во время ужина у нашего исландца он умудрился уснуть на 3 часа, уложившись в пуховике  на его кровать со словами: «Я тут просто глаза прикрою минут на 10…» Оказалось, что Рами был выходцем из Гамбии, много лет прожил в Берлине, прекрасно разговаривал на немецком и ни за что бы не променял назад солнечную Барселону на немецкие зимы, ведь…«Очень холодно!» В его жизнерадостном ощущении мира он жил в прекрасном городе под названием «Бабилонатаун».

barcelona-tag-street-art.jpg

В общем, скучать не приходилось, но наше Приключение подходило к концу, пора было прощаться… Я никогда не забуду этот облачный день: мы подходили к граффити-площади и уже издали я заметила Сорена, сжимающего в руках валик для покраски и задумчиво гипнотизирующего недокрашенную черную стену перед собой, как будто она должна была сдаться под его суровым взглядом и покрасить сама себя. И тут я вспомнила отрывок Марка Твена из повести о Томе Сойере:

«…Том появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску. Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование — тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии…»

И также как и в книге, своим придирчивым взглядом художника на черную недокрашенную стену наш безумный житель Нью-Йорка привлек внимание девчонки, которая через пару минут готова была нанести хоть три слоя за него, главное, чтобы можно было поучаствовать в таком важном процессе!

И сценарий развивался точно как у Твена:

«Ответа не было. Том рассматривал свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любуясь результатами. Бен подошел и стал рядом с ним…
—Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
—Нравится? А почему же нет? Небось, не каждый день нашему брату достается белить забор.
После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу…»

Вот так и в моей истории забор был докрашен не руками Сорена, а вместо Бена была кудрявая усердная испанка. Они рисовали 12 часов и ближе к ночи работа была почти закончена, но голод мучил художников изнутри… Единственным решением в это время дня был Вездесущий МакДональдс. Ребята отсутствовали всего час, и за этот час работу, на которую они потратили столько часов и литры спрей-краски, начали закрашивать…вот такой бывает иногда цена бургера и неблагодарность зрителя за бесплатный объект искусства…

Ну а мы уже в это время были на пути в промозглый осенний Берлин с надеждой, что когда-нибудь сбудутся наши совместные планы посетить дом Сорена в Исландии и встретить Халила в Санкт-Петербурге…но это уже будет другим «сохраненным» осколком моей личности, другим Путешествием и другой историей про людей в Дороге…

barcelona-street-art9.jpg

barcelona-street-art8.jpg